Используя насосы, изготовленные жителями города, можно помыть автомобиль, обработать его днище антикоррозийным составом, промыть засорившийся радиатор, опрыскать кусты и деревья или полить грядки на садовом участке.
Насосы чрезвычайно просты конструктивно, в них практически не используются дефицитные материалы или детали. В то же время они удобны, производительны и долговечны.
Первый насос с полым поршнем состоит из гидроцилиндра, прокачивающего жидкость через себя, ручки и объемного ресивера. Эти узлы размещены на раме, сваренной из уголка 25X25 мм.
Цилиндр собран из трубы диаметром 34 X 4 мм, корпуса всасывающего клапана, к которому приварены штуцер и вилка шарнира крепления к раме, шарика клапана диаметром 14 мм, свободно покоящегося в своем гнезде, фланца, стяжки и корпуса сальника.
Шток (он же поршень) тоже сделан из трубы Ø 26X3 мм, верх которой заглушен стальным диском толщиной 3 мм с приваренным к нему ушком шарнира, В боковую стенку штока вварен и нагнетающий штуцер. В нижний торец ввернут корпус перепускного клапана со свободно посаженным шариком Ø 14 мм. Ограничителей хода у обоих шариков нет.
После сборки шток обточен (до штуцера) на токарном станке до Ø 25,95 мм и отшлифован. Герметизация цилиндра сальниковая: два войлочных кольца, вырубленных из голенища валенка, с сальниковым шнуром между ними, зажатые крышкой с тремя болтами стяжки М8.
Ресивер, служащий для сглаживания пульсаций давления перекачиваемой жидкости, представляет собой широкую стальную трубу с заглушенными торцами, а в ее стенки вварены нагнетающий и выпускной штуцеры.
Сверху — ручка, которой перекачивают жидкость. Она крепится к ушку на крышке ресивера расклепанным бронзовым стержнем Ø 10 мм. Бронза обеспечивает износостойкость соединения и смягчает стук во время работы. (Такие стержни применены во всех шарнирах насоса.)
Перекачиваемая жидкость подается по шлангу к всасывающему штуцеру цилиндра, Если ручку насоса потянуть вверх, шток пойдет за ней. Под штоком (шарик его в это время сидит в гнезде) создастся разряжение. Шарик всасывающего клапана поднимется и пропустит жидкость в цилиндр. Максимальный его объем — при полностью вытянутом штоке.
При обратном движении ручки всасывающий клапан под давлением жидкости закроется, перепускной, наоборот, откроется, и. содержимое цилиндра устремится по нагнетательному шлангу в ресивер.
При энергичном качании ресивер быстро наполнится и жидкость начнет поступать из выходного штуцера в шланг, скажем, распылителя равномерно, без пульсаций давления.
Второй насос вакуумный. Хотя внешне и даже по набору многих узлов и деталей он походит на первый, работает все же по другому. Его гидроцилиндр не прокачивает жидкость через себя, а всасывает — выталкивает. Для этого к нему приварен корпус клапанов с всасывающим и нагнетающим штуцерами (последний имеет радиальные пропилы, пропускающие жидкость под шариком) и ушком шарнира крепления на ресивере.
Просветы, образовавшиеся при сварке корпуса клапанов с торцом гидроцилиндра, закрыты сегментными вкладышами — донными заглушками.
Шток-поршень здесь проще, чем в сифонном насосе. Он представляет собой проточенную до Ø 25,95 мм и отшлифованную трубу, заглушенную с обоих торцов.
Конструкция сальника аналогичная: войлочные кольца, шнур, крышка и три болта-стяжки М8. Ресивер такой же, только сверху к его крышке крепится не ручка, а деревянное сиденье.
Работающему с насосом лучше сидеть и своим весом стабилизировать агрегат, так как ручка здесь движется не сверху-вниз, а от себя — к себе. Изменено и место ее крепления: основной шарнир размещен на раме.
Рама такая же, как и у. первого насоса. Те же шланги и распылитель.