Большинство рисунков и чертежей, на сайте, при клике на них мышкой - откроются в новом окне, в полный размер!
Главная » 2012»Январь»3 » Продление жизни аккумуляторам электроинструмента
18:29
Продление жизни аккумуляторам электроинструмента
Продление жизни аккумуляторам электроинструмента
Я думаю все имеющие аккумуляторный инструмент знают, что аккумуляторы штука недолговечная. А купить замену бывает не так просто. И дело зачастую не в цене (хотя и цена аккумуляторы для профессионального инструмента может быть совсем не детской), а в том, что нереально найти нужную модель. Я сам столкнулся с этой проблемой после двух лет эксплуатации профессионального шуруповерта с 18V аккумуляторами на 1,5 А/ч. Несмотря на то, что я предусмотрительно докупил 2 дополнительных батареи в комплект к двум шедшим в комплекте в последнее время все 4 стали работать неприлично мало и вопрос встал ребром. Дело осложнялось тем, что итальянский производитель, увы, разорился пару лет назад. Торговая марка была продана китайцам, а сама линейка профессионального инструмента снята с производства. Так что простое решение «выкинуть и купить новые» не проходило.
После разбора батареи выяснилось что:
Батарея состоит из 15 никель-кадмиевых (судя по маркировке на корпусе батареи) «банок» емкостью 1500мА/ч включенных последовательно Промер напряжения на «банках» показал, что из 15 банок проблемы есть только у двух (0,2В и 0,8В при том, что на остальных 1,1-1,2В — так мало, потому что ковырял разряженный аккумулятор)
Разумеется, можно было просто раскурочить одну батарею на запчасти восстановив 3 рабочих. Но я посчитал что этого не достаточно. Так как устранит не причину — а следствие. А суть проблемы в том, что ни батарея ни зарядное устройство не содержат т.н. «балансировщика» (равно как и балансировочного разъема). Кто не в курсе — легко нагуглит что такое «балансировка аккумуляторов». В общем, решил я исправить недоработку производителя своими силами. Что понадобилось:
Зарядное устройство годное для зарядки одиночных элементов. Я искал с током заряда равным емкости элемента (1,5А) — это «паспортный» режим для этого аккумулятора, одночасовая зарядка. Конечно, еще лучше было-бы сразу найти зарядник-балансировщик на 15 NiCd ячеек — но я даже пробовать не стал. Не в нашем городе... Хороший паяльник (40-60Вт) Большая мощность нужна, как ни странно, чтобы не перегреть банки при пайке. Подходящий разъем. Больше всего времени ушло именно на поиск подходящего разъема — на фото поймете почему… Мне подошел шлейф от флопопривода Кстати, из одного хорошего шлейфа получается даже два разъема Всякая мелочевка
Процесс подробно описывать не буду — все и так понятно по фотографиям. Отмечу только несколько моментов. Во первых — техника безопасности. Будьте предельно аккуратны! Помните, аккумулятор штука довольно опасная, так как даже будучи разряженным содержит в себе остатки энергии способные вызвать возгорание при КЗ и довольно агрессивные химические вещества. При чрезмерном нагреве паяльником банка вполне может взорваться выплеснув всю эту химию вам в лицо. И сразу предостерегу — даже не пытайтесь проделывать подобное с литиевыми батареями! Во вторых — в моем случае сверху и снизу к банкам приклеена прокладка, как выяснилось — слюдяная и очень хрупкая. В третьих — внутри очень мало места для укладки проводков (которые, кстати, должны выдерживать ток 1,5А без нагрева). Хуже того — ребра жесткости которые прижимают банки, вполне способны передавить проводки. Так что их укладка в обход ребер оказалась довольно муторной. Кстати, на фото не очевидно — но провода в шлейфе и разъеме соединены попарно (сдвоены), благо количество пинов больше чем требуется. Для батарей с меньшим зарядным током можно откусить лишнюю часть разъема сэкономив место, да и укладка проводов будет проще.
Сам процесс: 1. «исходное» состояние батареи
2. Разобранная батарея с вырезанными «проблемными» банками (в итоге я их пока оставил — решив что они восстановимы и еще послужат). Обратите внимание на нумерацию — банки расположены в батарее довольно затейливо и без нумерации никак.
3,4. Вырезы в корпусе батареи и в посадочном месте шуруповерта — для выступающей части разъема (пластик АБС — так что проплавлено жалом паяльника и облой обрезан ножом)
5. Крышка со вставленным шлейфом (примерка)
6. Уже собранные обратно банки с распаянным балансировочным разъемом
7. Зарядка уже собранной батареи. Таки, да, 15 часов — потому что по одной банке. Но это нужно делать один раз из 5 или 10, в остальных случаях штатная зарядка всей батареи. Впрочем, можно заряжать «штатным» а потом дозаряжать «проблемные» банки — что будет куда быстрее. Кстати, здесь же видна и не решенная пока проблема. Зарядник этот работает только с парой батареек. Я пока не разобрался как он устроен и просто воткнул «левый» аккумулятор во второе гнездо. Не пытайтесь в подобном «многогнездном» заряднике заряжать сразу несколько банок одного аккумулятора! Помните, они соединены внутри батареи! И от 18 вольт на своих контактах зарядник может сказать вам все, что о вас думает. Громко.
Надеюсь, кому-то эта статья поможет продлить жизнь аккумулятору. И экологии хорошо, и кошельку. А главное — есть чем занять руки и голову. Удачи!