Самодельный мотоплуг — за четыре дня. Мыслимо ли! И однако уже несколько лет маленькая машина, построенная именно за столь короткий срок, помогает мне обрабатывать землю на приусадебном участке. «Скоростная» сборка мотоплуга объясняется тем, что в его конструкцию заложен максимум серийных узлов и деталей. Двигатель и колеса — мотороллерные, плуг и ручки управления — от конского плуга, промежуточный редуктор — от ручной тали на 2 т.
Все крепления узлов — болтовые, что позволило обойтись без сварочных работ, вести всю сборку дома, а регулировку — в полевых условиях, Мотоплуг надежен в эксплуатации. На вспашку десяти соток земли уходит около 1 часа, при этом затрачивается 5—6 л бензина.
Мотоплуг представляет собой одноосную двухколесную самоходную машину весом 65 кг, оснащенную двухтактным, двигателем Т-200, способную передвигаться со скоростями от 3 до 12 км/ч.
Важный узел конструкции — промежуточный редуктор, назначение которого не только снизить скорость мотоплуга до 3 км/ч, но и передать максимальные усилия на колеса при устойчивых оборотах двигателя. Я использовал редуктор с передаточным числом 11, но практически пригодны и другие с передаточным числом 10— 20 например, червячные. В этом случае колеса необходимо оснастить обгонными муфтами, размещенными в тормозных барабанах колес.
Крутящий момент с выходной звездочки двигателя передается на промежуточный редуктор, а со звездочки его выходного вала на звездочку ведущей оси колес. Все детали (звездочки и цепи) — мотороядерные. По ходу трансмиссии звездочки выходного вала двигателя и редуктора имеют по 17 зубьев, а на оси колес — 40 зубьев.
Для лучшего сцепления с почвой колеса усилены цепями, длиной по 400 мм каждая. Они охватывают покрышку и крепятся крайними звеньями с противоположных сторон диска болтом Мб X 35 мм.
Основанием для установки двигателя, промежуточного редуктора, аккумулятора, топливного бака, плуга и ручек управления служит стальная площадка размером 800 X185X4 мм. К ней снизу через боковые швеллеры М8 6 и опорные подшипники на болтах М8 крепится ведущая ось из стального прутка Ø 40 мм. Размер колеи 650 мм продиктован необходимостью движения агрегата над грядкой при окучивании. - Двигатель Т-200 доработкам не подвергался. Он установлен в передней части площадки на двух пластинах-стойках толщиной 4 мм, которые закреплены на основании через приваренные к ним уголки 30x30 мм болтами М8. Перед установкой промежуточного редуктора его выходной вал обтачивают под размер привариваемой к нему звездочки. Редуктор крепится к основанию с помощью двух уголков болтами М8. Аккумулятор и топливный 6ак, расположенные над редуктором, фиксируются двумя П-образными стадными стойками и болтами М8. Бак несколько приподнят над двигателем, поскольку топливо поступает в карбюратор самотеком.
В задней части пластины-основания закрепляются на уголках 70x70X5мм ручки управления и фиксируемое болтами М12 между двух уголков 95X45Х6мм дышло плуга. Это обеспечивает жесткость соединения и в то же время позволяет в больших пределах регулировать глубину вспашки и ширину захвата перестановкой двух болтов в дополнительные отверстия площадки и уголков.
Установка и крепление плуга имеют очень важное значение, так как при нарушении равновесия действующих сил рабочий орган начнет зарываться или выходить из почвы.
Предлагаю простой и надежный способ регулировки положения плуга. На ровной поверхности приподнимаем всю конструкцию на бруски толщиной; равной требуемой глубине вспашки, например 250 мм; зафиксировав площадку-основание с агрегатами в горизонтальном положении, регулируем установку плуга. Самое устойчивое положение — по осевой линии площадки с разворотом на 2°—3° против часовой стрелки. Чтобы при движении мотоблок не опрокидывался вперед, центр тяжести всей конструкции относительно оси колее необходимо сместить на 50 мм в сторону плуга.
В транспортном положении на ползун плуга надевается двухколесная тележка, поднимающая лемех над поверхностью.